
О святом Николае Чудотворце Легендарный духовный деятель, покровитель страждущих и чудотворец родился в городе Патры. Согласно преданию, еще младенцем отказывался от материнского молока по средам и пятницам (то есть в дни христианских постов). С юных лет ему был ниспослан дар чудотворения, поэтому его имя и окружено множеством легенд. Церковная литература считает достоверным не только отказ ребенка от молока, но и, например, события чудесного свойства при избрании Николая епископом в городе Миры, его заступничество за трех мужей в Мирах, спасение девиц от разврата, явление перед Константином Великим в Константинополе и ряд других широко известных деяний, сопровождавшихся необъяснимыми происшествиями и знамениями. Даром чудотворения владеет и душа святого после его смерти. Он глубоко почитается не только во всем христианском мире, но нередко и в среде язычников и мусульман. С 1807 г., когда его мощи были перевезены из города Бари в Миры Ликийские (ныне Демре, Кале), это событие торжественно празднуется у христиан повсеместно, а в России отмечается еще и день преставления святого Николая, которого у нас еще называют «Угодником», потому что все его деяния были угодны Богу. В мае 1087 года итальянскими купцами мощи святителя были перевезены в Италию и в настоящее время находятся в крипте базилики Св. Николая в городе Бари (Италия). Базилика Святого Николая (Bari) Гробница святителя Николая В славянской традиции Никола Чудотворец — один из наиболее почитаемых у славян христианских святых. В восточнославянской традиции культ св. Николая по значимости приближается к почитанию самого Бога (Христа). По народным верованиям, Николай — «старший» среди святых, входит в святую Трону и даже может сменить на престоле Бога. Об особом почитании святого свидетельствуют сюжеты народных легенд о том, как св. Николай стал «владыкой»: он так истово молился в церкви, что золотая корона сама собой упала ему на голову (укр. карпат.). У восточных и западных славян образ Николая по некоторым своим функциям («начальник» рая — владеет ключами от неба; перевозит души на «тот свет»; покровительствует ратникам) может ассоциироваться с образом св. Михаила. У южных славян образ святого как истребителя змей и «волчьего пастыря» сближается с образом св. Георгия. Основные функции св. Николая (покровитель скота и диких зверей, земледелия, пчеловодства, связь с загробным миром, соотнесённость с реликтами культа медведя), противопоставление «милостивого» Николы «грозному» св. Илье в фольклорных легендах свидетельствуют, по мнению ряда исследователей, о сохранении в народном почитании св. Николая следов культа языческого божества Велеса. В иконографии святителя иногда выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» — с непокрытой головой. По распространённому преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора и сделал замечание духовенству. На Никольской башне Московского Кремля находится икона Николы Можайского, в честь которой и названа башня и улица ведущая к этой башне. «Все без исключения тункинские монголо-буряты, как шаманисты, так и ламаисты, питают глубочайшее почтение к этому (Николаю) Святителю и называют его по-русски на свой лад: „батюша Михола“, или же по-монгольски „Саган-Убукгун“». Прообразом Санта-Клауса является Святой Николай. Первоначально именно от имени этого святого дарились в Европе подарки детям в свой день почитания святого по церковному календарю — 6 декабря. Однако в период Реформации, выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах Святой Николай был заменен в качестве персонажа вручающего подарки на младенца Христа, а день вручения подарков был перенесен с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. В период контрреформации образ Святого Николая вернулся в обиход, однако он уже прочно ассоциировался с рождественскими праздниками, где стал выступать в качестве дарителя подарков. При этом если в Англии в XVII в. возник образ абстрактного «отца Рождества», то в Голландии подарки детям поныне продолжает дарить Синтерклаас, то есть святой Николай, которого изображают как величественного старика в красном епископском облачении; часть голландцев дарит подарки детям на 6 декабря, часть — на Рождество, часть — на оба праздника. В Северной Америке голландский Синтерклаас превратился в Санта Клауса (видимо в Нью-Йорке, основанном голландцами; первое упоминание 1772 г.), — образ, который окончательно оторвался от своего историко-церковного прототипа, оброс новыми мифологическими деталями и коммерциализировался. В 2005 году памятник Святому Николаю установлен в городе Николаеве (Украина). Памятник создан с помощью пожертвований жителей города арх. А. Павлов и А. Бондарь, скульптор И. Булавицкий. |
Смотрели(13357)